7000 долларов за горсть приправы



При слове "пряности" одни представляют ароматные блюда восточной кухни, другие - тугие паруса старинных каравелл, плывущих в дальние полуденные края в поисках сокровищ, к числу которых относились имбирь, корица и гвоздика...

В самом деле, погоня за пряностями, которые ценились на вес золота, открыла эпоху великих географических открытий.

Этот период и можно считать временем создания небольшого, но весьма интересного рынка специй.

Специи, конечно, не являются основной составляющей блюд, но их доля в успехе будущего кулинарного шедевра очень велика.

В одних случаях специи помогают смягчить вкус продукта, в других, наоборот, усилить, в третьих - придать неожиданные вкусовые оттенки. А входящие в их состав эфирные масла не только улучшают кулинарные качества, но и возбуждают аппетит, улучшают усваиваемость продуктов, благоприятно влияют на обмен веществ, деятельность нервной и сердечно-сосудистой системы, на общее состояние человека.

В общем, какая кухня без приправ... Раньше пряности могли позволить себе только богатые люди. Постепенно из разряда аристократических продуктов они перешли в разряд необходимых ингредиентов.

Лавровый лист, красный и черный перец, гвоздика, чеснок, пряные травы - все это сегодня есть в каждом доме. Так что торговля специями без спроса не останется. К концу XIX века почти все основные классические пряности возделывались преимущественно в колониальных владениях Англии, Франции и Голландии. Из независимых стран крупными производителями пряностей оставались Китай и Мексика.

В настоящее время больше всего специй экспортируется из Индии, Индонезии, Вьетнама и Бразилии. Хотя по некоторым позициям на мировом рынке может лидировать страна, не входящая в сильнейшую десятку, здесь все зависит от урожая. А некоторые страны являются крупными экспортерами только определенных специй. Например, Марокко, Египет, Австралия, Болгария, Румыния и Россия - основные поставщики кориандра на мировой рынок.

Сирия и Иран лидируют в производстве тмина. Но все же крупнейшие производители специй считаются Индия и Вьетнам. Индия ежегодно экспортирует около 230-250 тысяч тонн специй. Самыми крупными потребителями специй на сегодняшний день считаются США, Германия, Япония и Франция.

Крупнейшим перевалочным пунктом стал Сингапур.

Большое количество растительного сырья поступает из Таиланда, Шри-Ланки и других стран Юго-Восточной Азии. В Сингапуре сырье перерабатывают и фасуют.

Наиболее важными специями, от которых зависит состояние рынка, являются перцы: паприка, чили, кайенский, белый и черный. Именно они определяют обороты рынка специй. Сегодня цены на черный перец колеблются от 1650 долларов до 1900 долларов за тонну, в зависимости от места происхождения и времени доставки. Основные страны-поставщики, такие, как Вьетнам, Индия, Малайзия, Индонезия, экспортируют на рынок этого товара около 180 тысяч тонн ежегодно. При этом на Вьетнам приходится около 55 тысяч тонн, а на Индию - 60-75 тысяч. Однако аналитики утверждают, что Вьетнам постепенно вытесняет Индию с рынков стран СНГ, Восточной Европы и Китая, а Индонезия - с рынка США. Средняя цена на другие классические специи колеблется от 1 тысячи до 3 тысяч долларов за тонну. Здесь рынок нестабилен, цена на одни и те же специи каждый год может быть разная, все зависит от урожая. Цены на экзотические специи, которые поставляются на мировой рынок в размере 4-10 килограммов в год, могут колебаться до нескольких тысяч долларов за 100 граммов.

Рекорд в этой области поставил дикий женьшень, произрастающий в горном районе Китая Чан Пак, цены на него в ноябре 1979 года доходили в Гонконге до 70 000 долларов за 100 граммов. Ежегодные поступления этой специи из провинции Гирин не превышают 4 килограммов. Среди классических специй самыми дорогими сегодня являются шафран, кардамон и натуральная ваниль.

Российский рынок специй и приправ сложился уже давно, но в последнее время специалисты отмечают особо высокие темпы его развития. Исследования показали, что выросло не только число потребителей, но и частота потребления специй. Если в 1998 году количество семей, которые изредка покупали специи (2-3 раза в месяц и реже), было 35,6 процента, то в мае 2000 года таких было всего 9,5 процента. При этом самые высокие затраты на специи имеют место в Москве и Санкт-Петербурге. Розничные цены на рынке варьируются в зависимости от размера упаковки, качества товара, известности марки. Отечественные специи в бумажных пакетах по 5-10 граммов продаются по цене от 1,5 до 10 рублей за пакетик, а импортные - от 6 до 20 рублей. Стеклянные, картонные и пластиковые баночки со специями стоят в 2-3 раза дороже. Сегодня на рынке огромный выбор различных специй от разных производителей. В крупных городах сильные позиции занимают импортные специи, но на общероссийском рынке лидерами являются отечественные приправы. Можно отметить явное предпочтение такой разновидности специй, как хмели-сунели, которую потребляют 16 процентов семей по России и 20 процентов - по Москве. Однако российские специи производит огромное количество предприятий пищевой промышленности, и покупатель часто не может соотнести товар с конкретным производителем. Особенно это касается простейших специй - таких, как перец, лавровый лист, укроп, петрушка, и т.д. К тому же на рынке дешевых отечественных приправ большое количество некачественного товара. Продвижение на рынке брендированной продукции тоже затрудняет ряд факторов. Для жителей крупных городов часто возникает проблема в отсутствии информации о многих специях. На красивых баночках с непонятными названиями нет информации о способах применения и рецептах приготовления блюд. А желание экспериментировать с неизвестными приправами возникает не всегда. В малых городах основными потребителями наших специй являются малообеспеченные семьи, которые не склонны покупать дорогую брендированную продукцию. Но все же, несмотря на трудности, по оценкам специалистов, рынок специй остается инвестиционно-привлекательным.